Широко известный индийский гуру и йогин Садхгуру в своем блестящем видео высказался о современных айтишниках и их сущности:
«Сейчас все конечно переключились на программистов. Всего 2 дня назад я вернулся в Индию. И неделю назад, когда я был в Чикаго, ко мне подошел один индиец. Я спросил его — чем вы занимаетесь? «А чем еще, Садхгуру…» — ответил он. Это значит он программист. Раньше, если кто-то говорил «а чем еще» — значит он был врачом. Теперь если кто-то говорит «чем еще?» — значит он программист. Они становятся докторами и программистами не потому что настолько интересуются человеческой физиологией и компьютерными технологиями. Просто чтобы зарабатывать на жизнь. Разве зарабатывать — это не важно?
Я не говорю, что это не важно. Всё что я хочу сказать — даже муравей, обладая одной миллионной вашего мозга, способен зарабатывать на жизнь. Почему для вас, с таким большим мозгом — это проблема? Эта ужасно ограничивающая идея идея навязывается нашей молодежи. Идея о том, что «нужно зарабатывать на жизнь» и что это самое важное. Неужели с таким большим мозгом заработать на жизнь — это действительно такая проблема? Я знаю, что всех вас заставили в это поверить. Но я вам говорю — это не так.
Зарабатывать на жизнь — это пустяк для человеческого ума. Но к сожалению всё человечество тратит всю свою энергию и умственные способности просто на то, чтобы поднять деньжат. Я не говорю, что вы не должны зарабатывать, я лишь хочу сказать, что это не должно занимать всё ваше сознание. Если вы приложите к работе усилия хотя бы одного мизинца — вы сможете зарабатывать себе на жизнь. Вы способны на это.
Все проявления гениального в человеке оказываются задушенными на корню. Просто потому что все думают как им заработать денег. Но как только этот вопрос оказывается решен, люди просто сидят без дела и начинают толстеть. Вы должны думать: «Что я могу сделать с этой жизнью?» — не так ли? Вы должны думать «Что самое лучшее я могу сделать с этой жизнью?» — потому что однажды вы умрете. Вы знаете об этом? Вы знаете о том, что однажды вы умрете?
Поэтому прежде чем вы умрете, вы должны достичь пика возможностей этой жизни, не так ли? «Я зарабатываю себе на жизнь, я зарабатываю себе на жизнь» — это стало поводом для гордости. Разве вы не видите, что каждое насекомое, каждый червь, каждая птица, каждое животное, каждое существо на этой планете зарабатывает себе на жизнь? Почему вы так гордитесь тем, что зарабатываете себе на жизнь? Все с этим справляются, не так ли? Но только люди придают этому такую важность. Слишком большую важность.
Просто невероятно, что человеческий интеллект был принесен в жертву зарабатыванию на жизнь.
Сколько всего мог бы сделать человек? Сколько потрясающих вещей он мог бы создать? Но вместо этого люди зарабатывают себе на хлеб с маслом. Я думаю, что нам важно рассказывать об этом, особенно в школах и колледжах — что зарабатывать на жизнь — это всего лишь мелочь. Это не самое важное в вашей жизни. «Зарабатывать на жизнь» можно одним мизинцем, а вы обладаете таким огромным умом. Если даже муравей может зарабатывать себе на жизнь, то с таким большим мозгом разве это должно быть проблемой?
Это стало проблемой, потому что вы хотите быть похожими на кого-то еще. Не так ли? Вы хотите быть как кто-то другой. Таким образом вы попадаете в рабство. А когда вы оказываетесь заключены в этом замкнутом круге — всё остальное становится невозможным. Вы просто без конца ходите по кругу».
Садхгуру может и не имеет глубоких познаний в IT и методологиях разработки, но он верно указал основные моменты бытия рядового айтишника. В завершающем абзаце, упоминая про замкнутый круг, он также косвенно намекнул и на Agile — суть пограммиста аки бегающей в спринтерском режиме белки в колесе.
Раньше в IT были в основном идейные люди, которые кайфовали от того, что делали. Но когда в индустрию потекли деньги от западного заказчика, в IT-компаниях нарисовались новые должности, которых никогда раньше не было, а на новые вакансии полезли самозванцы-золотоискатели. Таким образом некогда «ламповую» индустрию наводнили нежные бородачи, позеры и хипстеры, которые стали теснить классических ботанов с засаленными волосами в свитерах с катышками.
Многие стали переучиваться со своих специальностей на IT. В числе «свитчеров» оказались врачи, военные, ученые, строители, учителя, и даже диджеи, крупье и стриптизерши. В поисках советов «как стать программистом или тестировщиком» они стали ходить на программерские форумцы вроде ДОУ и рассказывать, как они, дескать, «с детства/юности мечтали стать программистами», но решились на смену профессии только сейчас. Как раз когда грянул кризис. И, мол, им нужна помощь программерского сообщества в том, чтобы «вернуться к истокам» — их искреннему увлечению IT.
Люди стали «зарабатывать деньги». Кто-то при этом изображал бурный интерес к технологиям, кто-то же молча тянул лямку, лишь бы обеспечить семью. Но появилась и особая прослойка позеров, которые возомнили себя «элитой нации», о чем они стали с пеной у рта кричать на каждом углу. Они настолько поверили в свою же ложь для окружающих, что и правда уверовали в свою избранность. Хотя, забери ты у них франклины — и всё желание заниматься IT тут же куда-то магическим образом улетучится. Ну а тот факт, что даже бывшие таксисты, пицценосцы и дальнобойщики, если они не совсем отбитые, при должном усердии осваивают основы кодинга и попадают в IT-компании хотя бы на позиции тестировщиков, — они не замечают. Хотя по сути эта ситуация подтверждает слова Садхгуру о муравьях.
Можно воскликнуть, что, дескать, «какая разница, все зарабатывают как могут, зато в IT высокие зарплаты», — и толика правды в этих словах будет. Если человеку всё равно как продавать своё тело и ум — он будет либо идти в проституцию (сдавать в аренду тело), либо же в IT (сдавать в аренду мозги). Но обменивая свою жизнь на деньги, он конечно не раскроет свой потенциал. От остальных смертных он будет отличаться лишь тем, что совершает «обмен» по более выгодному курсу.
Однако за всё надо платить, в том числе и за высокий курс обмена жизни на деньги. В IT эта плата — вовлеченность в рабочие процессы. Если работник мебельной фабрики или шахты может отработать смену и забыть про свою работу, то айтишники, как правило, не способны отключить свои мозги от работы даже в нерабочее время. Особо завзятые сеньор-программисты даже гордятся этим — «Я, мол, и у себя дома на кухне думаю о том, как решить рабочую задачу!». А особо упоротые продолжают думать о своей компании и в отпуске, не забывая постить в соцсетях фоточки с лого кормчей конторы, а то и вовлекать в это гнусное занятие своих детей. Это — прямой путь к «ноулайферству». Именно это имел ввиду Садхгуру, когда говорил, что «зарабатывание денег не должно занимать всё ваше сознание». У панов айтишников зарабатывание денег возведено в абсолют. Они очень гордятся этим. Но по сути — чем они занимаются? Непотребной ерундой, за которую, по счастливому стечению обстоятельств, западный толстосум отлистывает им франклины.
В итоге многие подсаживаются на иглу потребительства — влазят в ипотеки/кредиты, покупают автомобили и начинают транжирить бабло на всякие ненужные цацки. Иногда в сознание пробивается луч сознания «Дружище, к черту эти компутеры и циферки! Давай займемся чем-то стоящим!», — но тут же оказывается, что любые другие занятия не позволят зарабатывать столько, сколько в IT, а менять образ жизни не хочется. Так и получается огромная прослойка вроде бы соображающих людей, которые игнорируют свои способности и таланты, жертвуют сознанием, и идут в IT за деньгами, оказываясь, по сути, в золотой клетке. Доколе?